В январе 1996 года в посёлке Выгоничи открылся храм во имя Святителя Николая

 

 

 

 

 

18-19 мая 2008 года на территории района прошел Крестный ход (Афон-Одесса-Киев-Брянск-Москва) с иконой Божией Матери "Державная"

 

 

 

 

 В декабре 2013 года построено новое здание храма.

 

 

 

 

 

Храм во имя Святителя Николая

Поселок Выгоничи

Первое историческое упоминание о приходской церкви Святого Николая с 1628 года. Церковь находилась в с. Козловка в составе Подгородного стана Брянского уезда. В 1760 построена Покровская церковь (деревянная). Разрушена в 1943 году.

С тех пор храмов в поселке не было. Близлежащий действующий храм, где духовно окормлялись жители поселка, находился в селе Красное, на значительном удалении от Выгонич.

8 мая 1994 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек благословил начало Выгоничскому приходу, 7 сентября 1994 года в отделе юстиции администрации области были получены документы о регистрации в

п. Выгоничи Никольского православного прихода. Был открыт расчетный счет, после долгих поисков было подобрано соответствующее здание, бывшее помещение банка.

2 ноября 1995 года в Москве первый заместитель председателя Госбанка России Арнольд Васильевич Ваилуков подписал письмо, которым предписывалось передать служебное здание банка Православному приходу. После передачи здания в нем был произведен ремонт.

Первое Богослужение в новом храме во имя Святителя Николая поселка Выгоничи состоялось 7 января 1996 года, в праздник Рождества Христова. Совершил его наместник Свенского монастыря архимандрит Никодим (Анискин).

2 февраля 1996 года в храм был назначен настоятель иерей Анатолий Бугакин.

2 марта 1996 года в храме начался большой капитальный ремонт, полностью переделана крыша здания, покрыта оцинкованным железом, устроен купол, подключен газ.

В 2005 году, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, в поселке Выгоничи заложен фундамент под строительство нового храма. Место для будущего храма было совместно определено администрацией района и правящим Архиереем.

4 декабря 2013 года в Великий праздник - Введение в храм Пресвятой Богородицы – прошла литургия в новом храме Святителя Николая. Этого, во истину святого торжественного события, ждали все православные христиане. Службу провели протоиерей Анатолий и иерей Глеб.

На протяжении 18 лет отец Анатолий предстоял престолу Божиему.

22 ноября на 60-м году ушел из жизни отец Анатолий. Последние годы все свои силы, все свои дарования положил на то, чтобы в п. Выгоничи был настоящий храм.

В настоящее время продолжается строительство храма. На службу в храм пришёл новый настоятель отец Иоанн.

Икона Покрова пресвятой Богородицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 1-я половина 19 века. с. Красное (памятник архитектуры регионального значения)

 

 Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 1-я половина 19 века. с. Красное (памятник архитектуры регионального значения)

Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи. К началу 20 в. оно являлось центром Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения. Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает около 500 жителей.

Деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1695 г. по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода с. Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря, поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана. 21 ноября 1696 г. священник Никифор Минин освятил Покровскую церковь. Здание было выстроено из бревен старой разобранной церкви села Супонево. Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 г.

В центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, до Отечественной войны 1812 года возведенный наполовину. Война остановила строительство. И только в 1815 г. постройка храма была завершена. Он состоял из основного помещения, трапезной, колокольни. Набат колокола в хорошую погоду был слышен на 10-15 км окрест. Позднее было пристроено два придела, правый освящен во имя Михаила Архангела, а левый - во имя Троицы Живоначальной. В 1895 г. на средства прихожан приобретены для храма три новых иконостаса. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской иконы Божией Матери.

В 1930-х гг. начались репрессии священнослужителей. В 1931 году служивший в Покровском храме священник Алексей Васильев был арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей. В 1936 г. был арестован и приговорен к 5 годам ссылки иерей Михаил Архангельский. В конце 1930-х г. Покровская церковь была на некоторое время закрыта, разобрали колокольню. В народе говорили, когда снимали большой колокол (а его просто-напросто сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на 2 метра вглубь. Здание церкви переоборудовали сначала под школу, а потом под зерносклад.

В годы войны богослужения в Покровской церкви возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 г. возведена новая деревянная колокольня. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 г.: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена, проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники Бежицы сделали роспись внутри церкви.

Куплены 3 люстры, но так как в селе не было электроосвещения , то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи…»

В 1961-1962 гг., местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять.

Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона, дом №49. Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами. В настоящее время Храм ремонтируется, так как со временем порядком обветшал. Прихожане гордятся тем, что в храме три древних иконы: образ Божией Матери «Млекопитательница» и «Достойно есть»(XVIIIв.), а также Преподобный Серафим Саровский.

У южной стены церкви – два креста: один –над могилой священника Василия Смирнова (служил в начале XX в.), на втором –табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такие же кресты установлены возле многих действующих храмов Брянской области.

Икона Рождества Богородицы

 

 

 

 

 

Церковь Рождества Богородицы 1-я четв. 19 века. С. Субботово (памятник архитектуры, требует реставрации)

 

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботово начинается с 15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая его дальностью Субботово от Лопуши и других сел. Деревянный храм был построен

в 1735 году. Со временем церковь пришла в ветхость. К 1819 г. старанием местного помещика поручика Ефима Вепрейского вместо неё было выстроено кирпичное здание, а на месте разобранной деревянной церкви был поставлен дубовый восьмигранный часовенный столб.

В 1867 году на средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная колокольня, крытая железом. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Святителя и Чудотворца Николая. Начало чествования иконы было положено в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. С 1892 года в селе работала церковно-приходская школа.

Храм Субботово действовал до 1930 года. В годы фашистской оккупации службы в церкви были возобновлены, но в 1948 году бывший храм уже снова использовался местным колхозом под склад.

В 1979 году здание Рождественской церкви было поставлено на государственную охрану и признано памятником архитектуры местного значения.

В1990-х годах была сделана попытка консервации строения. Были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые из-за крайнего недостатка сил и средств до сих пор находятся в начальной стадии. Здание интересного в архитектурном отношении памятника в аварийном состоянии.

Сохранились лишь фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.

 Икона Сергия Радонежского

 


                                                                                               Храм во имя Сергия Радонежского с. Уты

 

Храм во имя Сергия Радонежского

С. Уты

Сворачивая с трассы на сельскую дорогу застываешь от изумления–надводной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами.

Первое упоминание о деревянном храме во имя Сергия Радонежского относится к 1698 году. Инициатором основания и благотворителем строительства церкви был местный помещик Пётр Елизарьев сын Салов. С течением времен и храм обветшал, и на средства местного помещика Алексея Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Левый – во имя Николая Чудотворца. В главном алтаре иконостас был семи ярусный, резной с позолотой, а в придельных – трёхъярусные. На колокольне имелось семь колоколов.

В20-е годы с приходом новой власти начались гонения на церковь. Храм был закрыт. Несколько десятилетий в нём находился колхозный склад. Недействовал храм и в годы оккупации. Народное предание сохранило печальное воспоминание о том, что во время войны один воинствующий атеист стрелял в глаза святым, которые были изображены на иконостасе храма. На следующий день он подорвался на мине.

Тяготились души верующих без молитвы. После войны, по рассказам старожилов, жители собирались помолиться в опустошенной церкви, приносили из своих домов спрятанные иконы. Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог. А на Пасху, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.

Со временем здание было почти разрушено, разграблено, без окон и дверей, даже крыши не было. С начала90-х стали восстанавливать храм. Трудились всем миром от мала до велика. Пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Большой поддержкой и радостью стала икона Казанской Божией Матери, которую храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.

Благодаря общим усилиям Сергиевский храм стал преображаться. Богослужения возобновились с 1999 года. Первыми прихожанами стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети. При храме организовали Воскресную школу. Настоятель храма отец Алексий ездит с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России: побывали они у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.

В Утах очень любят творчество земляка иеромонаха Романа (Матюшина). Здесь прошли его детство и юность. Строки из его стихов актуальны и по сей день:

А нам понять бы навсегда,

Чтоб не жалеть о многом:

На свете есть одна беда –

Не повстречаться с Богом.

В 2014 году храму во имя Сергия Радонежского исполнилось 245 лет.

 

15 января 2013 года в деревне Берёзовая Роща ( историческое название  –Лбы) был освящён источник во имя святого Преподобного Серафима Саровского. Над ним построена деревянная купальня, увенчанная луковичной главкой. Источник находится в центре деревни; к нему от деревенского большака спускается металлическая лестница.

Святой источник «Гремучий колодезь»

Источники Руси святой,

Родную землю Верой напитали,

И под покровом Пресвятой,

Источниками благодати стали.

Александр Ерёмин

Родник выбивается из отложений мела и песчаников, является гидрологическим памятником природы областного значения, к нему же относятся прилегающие к источнику луговые земли.

В древние времена источник в народе звался «Гремучий колодезь». По описанию, составленному местным священником Василием Зверевым в 1865 году, ключ выбивал из пригорка. Со слов старожилов, шум воды, ранее слышен за версту, но теперь едва слышен на несколько саженей. По мнению священника, источник перестал шуметь, так как вода нашла в земле новые выходы, и рядом с ключом появились новые родники.

Вода родника целебна для внутренних и наружных болезней. Вода исцеляла «от ужасной ломоты в ногах». «Но для сего нужно употребить ее у самого источника, перевезенная в другое место вода лишается целебности. Это происходит оттого, что тогда в ней теряется жизненное начало…».

Источник очень популярен. Сюда приезжают искупаться в купели и просто попить родниковой воды.

В 2009 году над родником сооружена деревянная купальня.

Путешественники имеют возможность не только отдохнуть и попить родниковой воды, но и посетить руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая находится недалеко от источника.

Икона Божией матери "Знамение"

Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение». С. Скуратово

 

Святой источник во имя иконы Божией матери "Неупиваемая чаша" 

 

Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» с. Скуратово

Знаменская церковь села Скуратово упоминается с XVIII века. В 1844 году на средства помещика, действительного статского советника Брусилова было выстроено новое здание церкви. Здание было деревянное, с большим иконостасом (10,6 x8,5 м). Двухъярусная колокольня имела высоту свыше 10 метров.

Ремонт в церкви не производился с самого основания, поэтому в начале XX века она пришла в негодность. Скорее всего, ее позднее перестроили. По воспоминаниям старожила села Олимпиады Игнатьевны Морозовой, церковь стояла на месте нынешнего Дома культуры, была из красного кирпича, стены довольно широкие (5-6 рядов кирпича).

В 1830 году храм был закрыт. В его здании был устроен склад зерна. Во время оккупации немцы превратили церковное здание в место казни партизан и им помогавших. В сентябре 1943 года отступающие немецкие войска сожгли село, а вместе с ним и храм.

В 2007 году в селе Скуратово возведена новая церковь на средства благотворителя Потапушина Александра Николаевича. Белокирпичная однопрестольная церковь "под звоном" построена на ином месте, нежели старый храм. Приписана к Никольской церкви поселка Выгоничи. Освящена Великим чином 24декабря 2010 года.

Недалеко от Скуратово, под высоким холмом, на котором расположена деревня Горицы, находится святой источник во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 2006 году при нём оборудованы колодец и купальня. Мощный поток приятной студёной воды вполне оправдывает данное источнику посвящение.

 

Святые Флор и Лавр

Храм во имя Флора и Лавра с. Городец

Храм во имя Флора и Лавра с. Городец

Городецкий храм впервые упоминается в документах 1626 -1629 годов. Это была церковь Флора и Лавра. В 1727 году деревянный храм сгорел. Спустя пять лет игуменья Вознесенского монастыря Евстолия ходатайствовала перед Синодом о возобновлении сельской церкви. Крестьяне купили старый деревянный храм в селе Тешеничи Брянского уезда. Купленное здание прослужило недолго. В 1755 году был возведен новый храм, в котором главный престол осветили во имя Алексия, митрополита Московского, а придельный – в память старой церкви, во имя Флора и Лавра. Здание церкви реконструкциям не подвергалось и в 1910 году характеризовалось как «крепкое». Из древних предметов в храме имелись два Евангелия, напечатанные в конце 16 века, оловянные сосуды и небольшой серебряно-позолоченный крест с частицей ризы Божией Матери и мощами святых.

Храм был закрыт в 1937 году. Несколько лет его здание использовалось под школу, но в годы войны было разрушено. Последний священник, отец Иоанн (Морозов), был арестован в 1937 году и в 1941 году умер в заключении.

По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта община была возрождена в 2002 году. В 2005 году был построен новый деревянный храм. В интерьере современной церкви Флора и Лавра обращает на себя внимание нарядный иконостас. Здесь находятся четыре иконы из прежней церкви, бережно сохранявшиеся в годы безбожия местными жителями: «Апостол Матфей», «Архангел Гавриил», «Покров Божией Матери», «Смоленская Богородица». Происхождение ещё одной старинной иконы «Воскресение Христово» не установлено. Эта икона упала с обоза при отступлении фашистов в 1943 году.

 

.