Дорогие друзья! В связи с тем, что сейчас мы вынуждены сидеть на карантине, предлагаем вашему вниманию виртуальный урок компьютерной грамотности.
9 апреля 1989 года (31 год) назад американец Дуглас Энгельбарт получил премию за изобретение компьютерной мыши.
Современный человек в наше время не представляет себе работу с компьютером без мыши, хотя хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако сможет ли такой способ управления полностью заменить привычную компьютерную мышь?
Мы привыкли к современному виду мышки, она есть и с интерфейсным хвостиком и беспроводная, и с многочисленными кнопками — игровая. Компьютерная мышь много раз меняла свою форму. А какой она была изначально?
Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру.
Дуглас Энгельбарт служил техником на флоте во время Второй мировой войны. Он следил за полетами самолетов на экране радара. Радары и натолкнули его на мысль о том, как улучшить компьютеры. Эту идею изобретатель и начал реализовывать после войны.
Изобретатель решил создать так называемый «манипулятор», который поможет пользователю ориентироваться в графическом интерфейсе. Это устройство и было прототипом компьютерной мыши, которую мы знаем сегодня.
Первые наброски идеи манипулятора Энгельбарт сделал в 1963 году. В его записных книжках устройство называется «bug» (жук). Идея заключалась в том, чтобы устройство могло перемещаться по плоскости, и в зависимости от этого менялось бы положение курсора на экране компьютера.
В 1965 году был создан прототип. Энгельбарт впервые официально назвал манипулятор мышью в статье того же года, которую он написал с соавторами.
В декабре 1968 года состоялась первая демонстрация компьютерной мышки. Энгельбарт показал, как выводить на экран графику, как редактировать текст и даже как переписываться в чате. В этот день тысяча присутствующих специалистов впервые увидели многие привычные на сегодня операции с компьютером. Посредством двух модемов демонстрационная рабочая станция связывалась с SDS 940, который находился за 50 км в Менло-Парке. Благодаря этому Энгельбарт смог провести сеанс видеоконференции со своими сотрудниками, оставшимися в Стэнфорде, демонстрируя совместную работу по редактированию текстов, – при этом оба отдаленных участника могли одновременно появляться на экране проектора. Помимо этого, разумеется, было продемонстрировано и передвижение курсора, выделение текста и изменение размера окон при помощи мышки, контекстную помощь и отображение текста и графики в одном окне. Дуглас обратил особое внимание на воплощение концепции гипертекста: нажатие мышкой на подчеркнутую строку вело на другую страницу с новой информацией.
Энгельбарт на демонстрации компьютерной мыши 9 декабря 1968 года в Сан-Франциско
У Дугласа Энгельбарта были и другие разработки. В 1963 году он основал исследовательскую лабораторию, в которой стартовало сразу несколько компьютерных проектов. Самым заметным из них помимо компьютерной мыши стало NLS (oNLine System) — гипертекстовая электронная база данных.
За изобретение же компьютерной мыши 9 апреля 1989 года Энгельбарт получил премию в $10 тысяч, и весь гонорар он внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик. В 1997 году вклад Дугласа Энгельбарта в развитие компьютерных технологий оценили выше: его наградили премией Лемельсона (500 тысяч долларов) за выдающийся вклад в компьютерные технологии, а чуть позже — престижной наградой Тюринга.
Любопытный факт: стандартные игры Windows, такие как «Косынка», «Сапер», «Свободная ячейка» и прочее изначально имели исключительно функциональное значение — научить пользователей управляться с компьютерной мышью.